Аффективная реакция на имплицитный конфликт при научении искусственной грамматике

Авторы

  • Иван Иванович Иванчей Российская академия народного хозяйства и государственной службы, Москва
  • Дарья Дмитриевна Шаталина Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург
  • Анастасия Александровна Житихина Российская академия народного хозяйства и государственной службы, Москва

Ключевые слова:

имплицитное научение, конфликт, противоречие, аффект, научение искусственной грамматике, аффективный прайминг, неосознаваемые когнитивные процессы

Аннотация

Статья посвящена исследованию автоматической аффективной реакции, возникающей в ответ на противоречие в обрабатываемой информации. Противоречие моделировалось путем формирования у испытуемого имплицитного навыка (различение грамматических и неграмматических псевдоязыковых стимулов) и последующего предъявления противоречивой информации. В противоречие входили усвоенные частотно-специфические компоненты и абстрактные грамматические правила. Аффективная реакция фиксировалась методом аффективного прайминга. После короткого предъявления грамматических и неграмматических стимулов испытуемые производили категоризацию эмоциональных изображений. Скорость категоризации эмоциональных изображений использовалась для оценки валентности предъявленных грамматических и неграмматических стимулов. Полученные результаты позволяют предположить существование автоматической негативной реакции на имплицитное противоречие. В двух экспериментах с разными стимулами частично удалось зафиксировать этот эффект. Полученные данные обсуждаются в контексте современных исследований роли аффекта при работе с противоречиями, а также взаимодействия когниций и эмоций в целом.

Биографии авторов

Иван Иванович Иванчей, Российская академия народного хозяйства и государственной службы, Москва

Кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований

Дарья Дмитриевна Шаталина, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

Студент факультета психологии

Анастасия Александровна Житихина, Российская академия народного хозяйства и государственной службы, Москва

Студент института общественных наук

Загрузки

Опубликован

2018-12-29

Выпуск

Раздел

Когнитивная психология