Влияние имплицитного усвоения инвариантов на эффективность решения задачи классификации

Авторы

  • Татьяна Михайловна Деева Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, Самара
  • Андрей Юрьевич Агафонов Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, Самара
  • Алена Павловна Крюкова Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, Самара
  • Юрий Егорович Шилов Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, Самара

Ключевые слова:

имплицитное научение, усвоение инвариантных характеристик

Аннотация

В статье описано экспериментальное исследование, в котором использовалась техника «усвоение инвариантных характеристик». В качестве стимульного материала использовались решаемые и нерешаемые пятибуквенные анаграммы. Инвариантом являлась буква «С» в каждой из анаграмм обучающей части экспериментальной процедуры. В тестовой части участникам предлагалось решать задачу классификации: как можно быстрее определять, решается предъявленная анаграмма или нет. В результате эксперимента был установлен эффект имплицитного научения, который выражался в усвоении заданной инвариантной характеристики и ее влиянии на продуктивность решения задачи классификации. Испытуемые экспериментальной группы хуже справлялись с задачей классификации, если решаемые анаграммы не содержали букву «С» или буква «С» встречалась в нерешаемых анаграммах, то есть когда инвариант являлся иррелевантной подсказкой. Полученные результаты позволяют предполагать, что приобретенное имплицитное знание основано больше на сходстве визуальных характеристик стимулов, чем на усвоении правила, связанного с имеющимся инвариантом.

Биографии авторов

Татьяна Михайловна Деева, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, Самара

аспирант кафедры общей психологии

Андрей Юрьевич Агафонов, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, Самара

доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей психологии

Алена Павловна Крюкова, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, Самара

специалист по УМР кафедры общей психологии

Юрий Егорович Шилов, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, Самара

кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии

Загрузки

Опубликован

2018-12-29

Выпуск

Раздел

Когнитивная психология