Теории сознания и решение анаграмм

Авторы

  • Екатерина Михайловна Лаптева Федеральный институт развития образования, Москва
  • Яков Александрович Бондаренко Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Москва
  • Дмитрий Викторович Ушаков Лаборатория психологии и психофизиологии творчества, Москва

Аннотация

Аннотация Статья написана в жанре «двухуровневого методологического эксперимента». Эксперимент первого уровня – исследование решения анаграмм. В нем анализируется взаимодействию сложности перестановок букв и частотности слов как факторов успешности решения анаграмм. Кроме того, исследуются эффекты упражнения испытуемых в решении анаграмм. Ставится вопрос о том, за счет каких факторов сложности – перестановок букв или частотности слов – будет идти рост успешности. Результат эксперимента первого уровня: тестирование на соответствие фактам конкретных моделей, описывающих когнитивные процессы при решении анаграмм. Однако над этим уровнем надстраивается второй: конкретные модели, предсказывающие результаты эксперимента, соотносятся с глобальными теориями сознания. Гипотеза этого эксперимента заключается в следующем: на основании взаимоисключающих глобальных теорий можно построить конкретные модели, которые одинаково хорошо объясняют эмпирические данные. Ключевые слова: сознание, бессознательное, мышление, обучение, анаграммы, активация

Биографии авторов

Екатерина Михайловна Лаптева, Федеральный институт развития образования, Москва

кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Федерального института развития образования

Яков Александрович Бондаренко, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Москва

студент факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Дмитрий Викторович Ушаков, Лаборатория психологии и психофизиологии творчества, Москва

заведующий лабораторией, ФГБУН Институт психологии РАН, член-корреспондент РАН, доктор психологических наук, профессор

Загрузки

Опубликован

2017-01-08

Выпуск

Раздел

Когнитивная психология