Негативный прайминг-эффект как проявление последействия негативного выбора

Авторы

  • Дарья Игоревна Костина Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург
  • Виктор Михайлович Аллахвердов Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

Аннотация

Негативный прайминг (НП) с единичными праймами проявляется в замедлении реакции на целевой стимул, совпадающий с предъявленным ранее праймом. В данной работе обсуждается возможность рассмотрения этого эффекта как следствия последействия негативного выбора — тенденции повторно не осознавать то, что ранее не было осознано. Такое объяснение предполагает возможность обнаружения НП при отсутствии дистракторов и многократного повторения стимулов, что проверяется в экспериментах. Рассматривается также взаимодействие механизмов негативного и позитивного прайминга (ПП). Предполагается, что НП должен ослабевать в условиях повышения «доверия» когнитивной системы к праймам (за счет усиления тенденций, лежащих в основе ПП). В связи с этим исследуется влияние на НП конгруэнтности предшествующей пробы. Участники исследования выполняли задачу распознания медленно проявляющихся слов (эксп. 1-2) или чисел (эксп. 3-4). Перед этим на короткое время предъявлялись праймы, в половине случаев совпадавшие с целевыми стимулам. В эксперименте 1 было обнаружено замедление распознавания слов при совпадении праймов и целей. В экспериментах 2-4 НП сменялся ПП (эксп. 2) либо ослабевал (эксп. 3-4) после конгуэнтных проб. Ключевые слова: прайминг-эффект, негативный прайминг, последействие негативного выбора, сознание

Биографии авторов

Дарья Игоревна Костина, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

аспирант кафедры общей психологии

Виктор Михайлович Аллахвердов, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей психологии СПбГУ

Загрузки

Опубликован

2017-01-08

Выпуск

Раздел

Когнитивная психология