Сознание и внимание в современной когнитивной науке: от «зрительных ансамблей» до перцептивных единиц
Авторы
Мария Вячеславовна Фаликман
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва
Игорь Сергеевич Уточкин
Научно-учебная лаборатория когнитивных исследований, Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", Москва
Аннотация
В статье прослеживаются пересечения между постановкой проблемы внимания в классической психологии сознания и проблемами, обсуждаемыми в современной когнитивной психологии и нейронауке. Выделяется круг вопросов, связанных с разграничением того, что субъект может воспринять без участия внимания, а что требует его непосредственного вовлечения. Рассматриваются экспериментальные данные о восприятии сложных зрительных сцен и статистических характеристик множества одновременно предъявленных объектов. Даётся краткий обзор полученных авторами статьи парадоксальных результатов, связанных с исследованиями статистической репрезентации зрительных ансамблей и укрупнения перцептивных единиц в задаче зрительного поиска букв в больших буквенных массивах, содержащих слова родного языка. Резюмируются основные парадоксы современной когнитивной психологии, связанные с проблемой соотношения сознания и внимания.
Ключевые слова: сознание, внимание, статистическая репрезентация, укрупнение перцептивных единиц
Биографии авторов
Мария Вячеславовна Фаликман, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва
Доктор психологических наук, старший научный сотрудник кафедры теоретической и прикладной лингвистики, филологический факультет, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия
Игорь Сергеевич Уточкин, Научно-учебная лаборатория когнитивных исследований, Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", Москва
Кандидат психологических наук, доцент департамента психологии факультета социальных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ).
Заведующий Научно-учебной лабораторией когнитивных исследований НИУ ВШЭ