Влияние положения дистрактора на эффект Струпа

Авторы

  • Михаил Викторович Аллахвердов Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург
  • Алексей Сергеевич Стародубцев Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассматривается механизм возникновения интерференции Струпа в парадигме логики познания. Предполагается, что одним из ключевых процессов, влияющих на интерференцию является когнитивный контроль задачи, который осуществляет проверку, на какую задачу требуется дать ответ. Обсуждаются причины возникновения интерференции, и возможные следствия из предлагаемых утверждений, делается попытка описать работу механизма контроля задачи в тесте Струпа. На основе проведенного анализа было сформулировано две экспериментальные гипотезы о влиянии контроля задачи на величину интерференции в зависимости от особенностей игнорируемой характеристики струп-стимула (дистрактора). Результаты Эксперимента 1 (20 человек) свидетельствуют в пользу того, что проверочные действия контроля задачи в отношении выполнения задачи игнорирования в тесте Струпа во многом является причиной возникновения интерференционного эффекта. В Эксперименте 2 (34 человека) подтвердилась гипотеза о том, что снижение когнитивного контроля задачи в следствие высокой предсказуемости стимулов приводит к быстрому научению, повышающему эффективность выполнения заданий в тесте Струпа. Ключевые слова: логика познания, когнитивный контроль, контроль задачи, дистрактор, тест Струпа

Биографии авторов

Михаил Викторович Аллахвердов, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук СПбГУ

Алексей Сергеевич Стародубцев, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

аспирант кафедры общей

Загрузки

Опубликован

2017-01-08

Выпуск

Раздел

Когнитивная психология