Михаил Викторович Аллахвердов
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург
Алексей Сергеевич Стародубцев
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье рассматривается механизм возникновения интерференции Струпа в парадигме логики познания. Предполагается, что одним из ключевых процессов, влияющих на интерференцию является когнитивный контроль задачи, который осуществляет проверку, на какую задачу требуется дать ответ. Обсуждаются причины возникновения интерференции, и возможные следствия из предлагаемых утверждений, делается попытка описать работу механизма контроля задачи в тесте Струпа. На основе проведенного анализа было сформулировано две экспериментальные гипотезы о влиянии контроля задачи на величину интерференции в зависимости от особенностей игнорируемой характеристики струп-стимула (дистрактора). Результаты Эксперимента 1 (20 человек) свидетельствуют в пользу того, что проверочные действия контроля задачи в отношении выполнения задачи игнорирования в тесте Струпа во многом является причиной возникновения интерференционного эффекта. В Эксперименте 2 (34 человека) подтвердилась гипотеза о том, что снижение когнитивного контроля задачи в следствие высокой предсказуемости стимулов приводит к быстрому научению, повышающему эффективность выполнения заданий в тесте Струпа.
Ключевые слова: логика познания, когнитивный контроль, контроль задачи, дистрактор, тест Струпа
Биографии авторов
Михаил Викторович Аллахвердов, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург
кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук СПбГУ
Алексей Сергеевич Стародубцев, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург