Идея саморазвития личности в русской педагогике 60-х годов XIX века

Авторы

  • Надежда Филипповна Голованова Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

Аннотация

Аннотация Автор предпринимает попытку рассмотреть взгляды выдающихся деятелей русского просвещения 60-х годов XIX века на проблему саморазвития личности. Обращено внимание на осмысление образования как важной составляющей общественной жизни, на актуальность поисков идеала «нового человека» и педагогических путей его воплощения. Анализируются взгляды Н.И. Пирогова, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, П.Г. Редкина, К.Д. Ушинского на проблему обращения человека к собственной душе, самостоятельного совершенствования своей личности уже в пору «детства души». Показано различие социально-политических и методологических позиций анализируемых педагогов в осмыслении педагогических проблем и достаточное единодушие в понимании ими значимости воспитания саморазвивающейся личности. Утверждается, что истинное образование невозможно без воспитания внутренней направленности человека на совершенствование, способности к саморазвитию всех сторон своей личности. Ключевые слова: саморазвитие, русская педагогика, общественно-педагогическое движение, идеал человека, личность, педагогическая антропология, образование, воспитание, обучение, самостоятельность, деятельность, природные возможности, жизненные ценности, нравственность, внутренний мир, гражданское самосознание

Биография автора

Надежда Филипповна Голованова, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

доктор педагогических наук, профессор

Загрузки

Опубликован

2017-11-26

Выпуск

Раздел

Психология развития, образования, дифференциальная психология