Нарративный подход в изучении значимых жизненных ситуаций и смысложизненных ориентаций личности
Авторы
Александра Николаевна Капустина
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург
Елена Юрьевна Пушкова
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург
Аннотация
Аннотация
В статье содержится краткий обзор теоретических основ нарративного подхода, а также результаты эмпирического исследования нарративов, значимых жизненных ситуаций и смысложизненных ориентаций личности. В лонгитюдном исследовании, проведенном на основе документального фильма «Рожденные в СССР» (18 человек), обнаружилось, что при индивидуальном рассмотрении нарратива наиболее значимые «переломные» ситуации, влияющие на дальнейший ход развития событий в жизни человека, приходятся на «пиковый» возрастной период 14-21год.
Исследование 39-ти человек (от 21 до 35 лет) выявило значимые для человека события и их взаимосвязи со смысложизненными ориентациями и способностью личности к интеграции своего жизненного опыта. Показано, что применение нарративного подхода в социально-психологическом исследовании личности дает возможность более широкого спектра изучения условий формирования индивидуальности и, тем самым, дает возможность приблизиться к прогнозированию социального поведения человека.
Ключевые слова: нарративный подход, нарратив, значимые жизненные ситуации, смысложизненные ориентации, личность, индивидуальность, идентичность
Биографии авторов
Александра Николаевна Капустина, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург
кандидат психологических наук, доцент
Елена Юрьевна Пушкова, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург