Задачи психологической науки в реализации государственной языковой политики
Авторы
Лариса Александровна Даринская
Санкт-Петербургский государственный университет
Ирина Алексеевна Самуйлова
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова:
государственный язык, языковая политика, интеграция, публичный дискурс, коммуникация, психология, образование
Аннотация
В статье обосновывается актуальность изучения проблемы государственной языковой политики (в контексте межличностного общения и публичного дискурса) для современного общества, представлено современное состояние проблемы, перечислены основные задачи развития современной языковой политики Российской Федерации. Анализируются возможности психологической науки и ее предметных областей в изучении проблемы государственного языка, а также существующие направления научных исследований психологии речи и языка. Выделяются некоторые психологические факторы влияния государственного языка на формирование общества и культуры, описывается общий психологический контекст осуществления государственной языковой политики в России. Отдельно разбираются нюансы и основные составляющие психолого-педагогического подхода к ее качественной реализации. Перечислены задачи, решение которых может способствовать снятию противоречий между требованиями государственной языковой политики к образованию и реальной образовательной практикой. Проведение психологических исследований языковой политики и особенностей функционирования государственного языка в России представляется перспективным в плане выявления значимых для интеграции российского общества идейно-культурных и ценностно-смысловых факторов.
Биографии авторов
Лариса Александровна Даринская, Санкт-Петербургский государственный университет
доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии образования и педагогики
Ирина Алексеевна Самуйлова, Санкт-Петербургский государственный университет
кандидат психологических наук, доцент кафедры политической психологии