Профессиональная идентичность и субъективное благополучие студентов старших курсов

Авторы

  • Виктория Робертовна Манукян Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург
  • Алена Андреевна Трубицина Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

Ключевые слова:

профессиональная идентичность, профессиональное развитие, субъективное благополучие, счастье, гедонистическое благополучие, эвдемоническое благополучие, студенты

Аннотация

В статье представлено исследование взаимосвязи профессиональной идентичности и субъективного благополучия студентов старших курсов. Выборка включила 151 студента завершающих курсов (3, 4, 5 курсы) вузов Санкт-Петербурга различной направленности. Измерялись: профессиональная идентичность и особенности профессионального выбора (анкета, авторская методика В.Р. Манукян, методика МИПИ Л.Б. Шнейдер, методика ЦТО), субъективное благополучие (методика ДС-8 Л.В. Куликова, шкала счастья М. Фордиса). Результаты показали, что студентам с эффективно формирующейся профессиональной идентичностью свойственен высокий уровень активности, достаточно высокий уровень счастья при низком уровне бодрости, тонуса, раскованности, спокойствия, устойчивости, удовлетворенности, самокритичности. Для студентов с несформированной профессиональной идентичностью, наоборот, характерны снижение уровней активности и счастья в сочетании с более высокими показателями по эмоциональным состояниям. Полученные результаты позволяют говорить о противоречивом соотношении эвдемонистического и гедонистического аспектов благополучия: уровень счастья студентов возрастает с повышением активности в отношении к жизненным ситуациям, готовности к преодолению препятствий (эвдемонистический аспект), но при этом сопровождается снижением комфортности эмоциональных состояний (гедонистический аспект). При этом эвдемоническое благополучие в большей степени связывается со сформированной профессиональной идентичностью, а гедоническое – с несформированной.

Биографии авторов

Виктория Робертовна Манукян, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии развития и дифференциальной психологии

Алена Андреевна Трубицина, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

магистрант факультета психологии

Загрузки

Опубликован

2019-07-18

Выпуск

Раздел

Психология развития, образования, дифференциальная психология