Динамика характеристик эмоционально-коммуникативной сферы у детей с расстройствами аутистического спектра в процессе танцевальной терапии

Авторы

  • Мария Сергеевна Малашенок Центр социальной помощи семье и детям Адмиралтейского района, Санкт-Петербург
  • Наталья Владимировна Миргород Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург
  • Ярослав Викторович Демьянчук ГБОУ Государственное бюджетное образовательное учреждение школа №755 «Региональный Центр аутизма» Василеостровского района, Санкт-Петербург

Ключевые слова:

расстройства аутистического спектра (РАС), эмоционально-коммуникативная сфера, дошкольники, школьники, родители детей с РАС, танцевально-двигательная терапия, включенное наблюдение

Аннотация

Для изучения влияния танцевально-двигательной терапии на изменение характеристик эмоционально-коммуникативной сферы детей с расстройствами аутистического спектра было исследовано 34 ребенка двух возрастных групп, участвовавших и не участвовавших в танцевально-двигательной терапевтической программе. С помощью метода экспертных оценок и включенного наблюдения изучалась динамика таких характеристик, как коммуникативность, включенность в занятия, выразительность эмоций, проявления агрессии, тревожность, импульсивность, доверие к новому, эмоциональное напряжение, творческие проявления. Методы: карты наблюдений, протокол мимики и пантомимики. Обработка данных: выявление статистически-значимых различий между оценками характеристик до и после проведения проекта, а также выявление достоверности различий между экспериментальной и контрольной группами с помощью использования непараметрических критериев. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что наблюдается позитивная динамика характеристик эмоционально-коммуникативной сферы, тем не менее, нет достаточных оснований утверждать, что именно данная танцевально-двигательная программа оказывает значимое влияние. В процессе исследования к участию в программе были привлечены родители детей с РАС и получены данные, позволяющие предполагать, что танцевально-двигательная терапия может быть эффективным методом помощи родителям детей с РАС в гармонизации их психологического состояния и улучшения качества взаимодействия с детьми.

Биографии авторов

Мария Сергеевна Малашенок, Центр социальной помощи семье и детям Адмиралтейского района, Санкт-Петербург

психолог

Наталья Владимировна Миргород, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии кризисных и экстремальных ситуаций

Ярослав Викторович Демьянчук, ГБОУ Государственное бюджетное образовательное учреждение школа №755 «Региональный Центр аутизма» Василеостровского района, Санкт-Петербург

Педагог-психолог

Загрузки

Опубликован

2019-11-05

Выпуск

Раздел

Клиническая психология, психология здоровья, специальная психология