Обучение перцептивным категориям: различия между вербальными и невербальными способами коммуникации

Авторы

  • Роман Вадимович Тихонов Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург
  • Арсений Кириллович Москвичев Калифорнийский университет, Ирвайн

Ключевые слова:

категориальное научение, вербальная коммуникация, невербальная коммуникация, передача знаний

Аннотация

Обучение новым понятиям и категориям может происходить как с помощью демонстрации примеров, так и посредством вербальной коммуникации. Однако вербальные и невербальные способы передачи знаний во многих случаях не сводимы друг к другу. При обучении перцептивным категориям языковые средства позволяют обозначать релевантные признаки и экономно передавать абстрактные правила, в то время как примеры помогают соотнести словесные обозначения с конкретными перцептивными проявлениями признаков. В настоящем исследовании изучается передача категориальной информации от «учителя» к «ученику» с использованием вербального, невербального и комбинированного способов коммуникации. Результаты эксперимента показали, что размерность стимулов (т.е. общее количество изменяющихся признаков) снижает воспринимаемую и объективную эффективность обучения на примерах, но не влияет на обучение через словесные объяснения. В свою очередь, перцептивная схожесть стимулов негативно сказывается на эффективности вербальной коммуникации, но не влияет на невербальную.

Биографии авторов

Роман Вадимович Тихонов, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

младший научный сотрудник Лаборатории когнитивных исследований

Арсений Кириллович Москвичев, Калифорнийский университет, Ирвайн

аспирант

Загрузки

Опубликован

2020-02-14

Выпуск

Раздел

Когнитивная психология