Ценности и социальное поведение людей с различными нетворкинг-стратегиями

Авторы

  • Лариса Валерьевна Марарица Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург
  • Татьяна Валерьевна Казанцева Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург
  • Анатолий Леонидович Свенцицкий Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург
  • Людмила Георгиевна Почебут Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

Ключевые слова:

социальный капитал, стратегии нетворкинга, социальные стратегии личности, просоциальное поведение, альтруизм, эгоизм, ценности, социальные дилеммы

Аннотация

Конструкт «нетворкинг-стратегия» описывает тенденциозность социального поведения личности по отношению к другим людям. Согласно описательной модели стратегий нетворкинга, каждая из выделенных 4-х социальных стратегий имеет ценностный, целевой, и поведенческий компоненты. В данном исследовании изучалось содержание ценностного компонента (по методике Ш. Шварца) и особенности поведения в различных ситуациях типа социальных дилемм людей с разными стратегиями. По результатам исследования на выборке из 54 человек установлено, что стратегия «Альтруистического инвестирования» опирается на ценности, связанные с заботой о других людях, справедливостью, толерантностью и стремлением быть принятым другими людьми. В поведении проявляется как готовность вкладывать свои ресурсы в интересы группы и закрепление справедливости. Стратегия «Нормативного партнерства» опирается на ценности поддержания репутации, выполнения долга перед своим окружением, личной и общественной безопасности, следования нормам и правилам, а также стремления к достижению успеха в соответствии с социальными стандартами. На поведенческом уровне эта стратегия проявляется в следовании правилу прямой взаимности. Стратегия «Межличностного прагматизма» опирается на ценности власти как доминирования над другими и контроля за ресурсами. Желание помочь другим людям связано у них с перспективой вознаграждения. Стратегия «Персонального продвижения» опирается на ценности самостоятельности и свободы, стремления к яркой и насыщенной жизни, достижениям и власти, а также на веру в важность и значимость человека.

Биографии авторов

Лариса Валерьевна Марарица, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры социальной психологии

Татьяна Валерьевна Казанцева, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры социальной психологии

Анатолий Леонидович Свенцицкий, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии

Людмила Георгиевна Почебут, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии

Загрузки

Опубликован

2020-02-14

Выпуск

Раздел

Социальная психология