Самооценка социальных умений личности в связи со стилем взаимоотношений с родителями в детстве

Авторы

  • Екатерина Анатольевна Юмкина Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург
  • Анна Алексеевна Медведева Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

Ключевые слова:

социальные умения личности, отношения родителей и детей, социальная компетентность

Аннотация

В статье рассматриваются особенности самооценки социальных умений взрослых людей в зависимости от их опыта взаимоотношений с родителями в детстве. В исследовании приняло участие 57 человек (от 18 до 32 лет). Используемые методики: «Самооценка адаптивных и дезадаптивных свойств личности» и «Родительско-детские отношения в семье» (В.Н. Куницына). Обнаружено, что позитивная вербальная и невербальная обратная связь родителя, умение поддержать в неоднозначной ситуации, уважение физических и психологических границ ребенка положительно связаны с высокой оценкой умения выстраивать позитивные отношения с людьми, сохранять эмоциональную устойчивость в различных ситуациях. Высокая степень родительского контроля, игнорирование потребностей и желаний ребенка, несоразмерность наказания степени тяжести проступка положительно коррелируют с самооценкой умения ладить с людьми, регулировать свои эмоции во внутреннем плане и в ходе общения, надежности в соблюдаемых договоренностях и способности отпускать обиды. Делается вывод о взаимосвязи социальных умений личности с воспитательными умениями родителей.

Биографии авторов

Екатерина Анатольевна Юмкина, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры социальной психологии

Анна Алексеевна Медведева, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

магистрант кафедры социальной психологии

Загрузки

Опубликован

2020-02-14

Выпуск

Раздел

Социальная психология