Стратегии информационного поиска и их взаимосвязь с личностными особенностями студентов

Авторы

  • Людмила Николаевна Горюнова Факультет психологии Санкт-Петербургского государственного университета
  • Марина Анатольевна Круглова Факультет психологии Санкт-Петербургского государственного университета
  • Янина Александровна Провоторова Факультет психологии Санкт-Петербургского государственного университета
  • Василий Николаевич Цыган ФГК ВОУ ВПО Военно-Медицинская Академия им.С.М.Кирова МО РФ

Аннотация

Проведенное исследование было направлено на выявление стратегий поиска учебной и научной информации студентами и аспирантами. В качестве психологических особенностей информационного поиска выделены критерии оценки информации, особенности планирования поиска, тщательность поиска, оценка условий поиска, оценка результатов поиска. Эти данные могут выступать в качестве основания для изучения удовлетворенности информационных потребностей в процессе научной и учебной работы. Экспоненциальный рост объема научной информации, технологические изменения в области библиотековедения и документоведения, активное вторжение интернет–технологий  в область профессиональной, научной и личной коммуникаций предъявляют новые требования к информационным компетенциям специалистов. Современный специалист должен не только знать и использовать информационные  технологии, но также уметь критически оценивать информационные источники, владеть навыками информационной безопасности, уметь ориентироваться и действовать в сложной, зачастую агрессивной информационной среде. Поэтому данное исследование фокусируется на изучении взаимосвязи выявленных стратегий поиска информации с личностными, мотивационными и регуляторными особенностями студентов и аспирантов. В ходе исследования были выявлены и описаны стратегии информационного поиска с точки зрения входящих в их состав компонентов информационно-поисковой деятельности, и с точки зрения связи стратегий с личностными, мотивационными и регуляторными особенностями. Было показано, что стратегии А, С и D имеют корреляционные связи с вышеуказанными особенностями, а стратегия В не связана с какими-либо особенностями студентов, её выбор, зависит от других переменных. Также были проанализированы результаты регрессионного анализа, который показал, какая доля дисперсии зависимых переменных (стратегии) обусловлена влиянием независимых переменных (личностные особенности), а для стратегий А и С также позволил выделить те особенности личности, которые влияют на выбор стратегии в большей степени. Практическая значимость данного исследования заключается в том, что были сформулированы рекомендации, в которых описаны  «слабые» места каждой стратегии поиска, которые могут отрицательно повлиять на успеваемость и эффективность обучения студента

Биографии авторов

Людмила Николаевна Горюнова, Факультет психологии Санкт-Петербургского государственного университета

Старший преподаватель кафедры эргономики и инженерной психологии

Марина Анатольевна Круглова, Факультет психологии Санкт-Петербургского государственного университета

Кандидат психологических наук, доцент кафедры эргономики и инженерной психологии

Василий Николаевич Цыган, ФГК ВОУ ВПО Военно-Медицинская Академия им.С.М.Кирова МО РФ

Доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой патологической физиологии

Загрузки

Выпуск

Раздел

Статьи