Компоненты потребительского этноцентризма как факторы отношения к покупке

Авторы

  • Владимир Георгиевич Круглов Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург
  • Марина Анатольевна Круглова Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург
  • Николай Николаевич Лепехин Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург
  • Людмила Николаевна Горюнова Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

Ключевые слова:

потребительский этноцентризм, ценностные ориентации, поведение потребителей

Аннотация

Исследование было направлено на выявление и оценку компонентов потребительского этноцентризма (СЕТ) как предикторов отношения к покупке отечественного товара в ситуации альтернативного выбора. Опрос был проведен на выборке из 304 потребителей в возрасте от 17 до 30 лет. Результаты показали, что в структуру потребительского этноцентризма молодых российских потребителей входят четыре компонента: «поддержка» (поддержка отечественного производителя), «угроза» (воспринимаемая угроза со стороны импорта), «пропаганда» (воспринимаемая эффективность пропаганды этноцентричной потребительской установки), и «привычка» (привычная лояльность). В исследованной выборке наиболее высокие оценки получил компонент «поддержка», и самые низкие – «привычка». Предиктором отношения к покупке отечественного товара в ситуации альтернативного выбора является компонент «поддержка». Сила этой связи намного выше у потребителей с более высоким уровнем материального благополучия, которое играет роль модерирующей переменной. Ценностными предикторами компонентов потребительского этноцентризма выступают «консервативные» ценности: безопасность, конформность и традиции. Связи между компонентами СЕТ и ценностными ориентациями сильнее проявляются у потребителей с низким достатком. Вместе с тем, у таких потребителей компоненты СЕТ не вносят вклад в отношение и вероятность покупки отечественного товара.

Биографии авторов

Владимир Георгиевич Круглов, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

кандидат психологических наук, доцент кафедры эргономики и инженерной психологии

Марина Анатольевна Круглова, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

кандидат психологических наук, доцент кафедры эргономики и инженерной психологии

Николай Николаевич Лепехин, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

кандидат психологических наук, доцент кафедры эргономики и инженерной психологии

Людмила Николаевна Горюнова, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры эргономики и инженерной психологии

Загрузки

Опубликован

2020-05-02

Выпуск

Раздел

Психология труда, организационная психология, психология менеджмента