Особенности психоэмоционального благополучия и жизненных смыслов у взрослых, практикующих медитацию

Авторы

  • Виктория Робертовна Манукян Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург
  • Александра Игоревна Eрмилова Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение Молодежно-подростковый центр «Московский», Санкт-Петербург

Ключевые слова:

субъективное благополучие, психоэмоциональное благополучие, счастье, жизненные смыслы, жизненные ценности, медитация

Аннотация

В статье представлено исследование особенностей психоэмоционального благополучия и жизненных смыслов у взрослых, практикующих медитацию. Проверялась гипотеза о том, что психоэмоциональное благополучие, жизненные смыслы и их соотношение различно в группах взрослых, практикующих и не практикующих медитацию. Общая выборка включила 79 человек, из них в основной выборке 44 человека, практикующих медитацию, и 35 человек в контрольной выборке. Изучались мотивация и эффекты занятий медитацией у взрослых основной выборки, характеристики их психоэмоционального благополучия и жизненных смыслов в сравнении с контрольной группой; структура взаимосвязей показателей психоэмоционального благополучия и жизненных смыслов у взрослых, практикующих медитацию, в сравнении с контрольной группой. Результаты показали, что у взрослых, практикующих медитацию, в целом выше уровень психоэмоционального благополучия по ряду параметров: самопринятие, удовлетворенность жизнью, счастье, психическая активация и другим. Уровень духовного благополучия медитирующих взрослых также значимо выше. Смысловая направленность медитирующих взрослых характеризуется большей выраженностью экзистенциальных, когнитивных, семейных смыслов и менее тесными связями с психоэмоциональным благополучием в сравнении с контрольной группой.

Биографии авторов

Виктория Робертовна Манукян, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и дифференциальной психологии

Александра Игоревна Eрмилова, Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение Молодежно-подростковый центр «Московский», Санкт-Петербург

психолог, тренер

Загрузки

Опубликован

2020-05-02

Выпуск

Раздел

Психология развития, образования, дифференциальная психология