Способности к распознаванию и избеганию опасных ситуаций и качества личности безопасного типа поведения младших школьников с сохранным и нарушенным интеллектом

Авторы

  • Лидия Фаварисовна Фатихова Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы, Уфа, Республика Башкортостан

Ключевые слова:

способность к распознаванию опасных ситуаций, способность к избеганию опасных ситуаций, качества личности безопасного типа поведения, младшие школьники с сохранным интеллектом, младшие школьники с нарушением интеллекта

Аннотация

Безопасность человека и способности, ее определяющие, в последнее время все чаще становятся объектом психологического исследования. Сформированные способности к избеганию исходящих из различных источников окружения ребенка опасных ситуаций позволяют повысить степень его безопасности, в связи с чем встает задача изучения этих способностей и разработки на этой основе программ, способствующих развитию этих способностей. В представленном исследовании проводится сравнительный анализ сформированности у младших школьников с сохранным и нарушенным интеллектом способностей к распознаванию и избеганию опасных ситуаций и определяющих эти способности качеств личности безопасного типа поведения. В эмпирическом исследовании приняли участие 50 младших школьников с сохранным интеллектом, обучающихся в массовых школах, и 50 младших школьников с нарушенным интеллектом, обучающихся в коррекционных школах, а также их родители. В процессе исследования использовались методика компьютерной диагностики способности младших школьников распознавать и избегать опасных ситуаций и метод семантического дифференциала. Результаты исследования позволили установить, что младшие школьники с нарушением интеллекта более уязвимы к воздействию различных опасностей в связи с более низкой сформированностью способностей к распознаванию и избеганию опасных ситуаций и недостаточной сформированностью качеств личности безопасного типа поведения в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками. У них также менее, чем у детей без нарушений интеллекта, сформированы качества личности безопасного типа поведения.

Биография автора

Лидия Фаварисовна Фатихова , Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы, Уфа, Республика Башкортостан

кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии

Загрузки

Опубликован

2020-09-28

Выпуск

Раздел

Клиническая психология, психология здоровья, специальная психология