Перенос имплицитной закономерности при выучивании последовательностей разного типа

Авторы

  • Алена Павловна Крюкова Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П.Королева, Самара

Ключевые слова:

имплицитное знание, имплицитное научение, эффект переноса, выучивание последова-тельностей, перцептивные последовательности, пространственные последовательности

Аннотация

Статья посвящена проблеме использования имплицитного знания при выучивании последователь-ностей. Исследование будет способствовать проверке теоретического положения об абстрактности имплицитного знания. Цель проведенного исследования состояла в обнаружении эффекта переноса имплицитной закономерности, усвоенной при обучении перцептивной последовательности, на решение задач по определению пространственной локализации сигнала. Для построения разных типов последовательности (перцептивная и пространственная) использовалось одно и то же правило. В экспериментальной группе на первом этапе демонстрировалась перцептивная последовательность из четырех рисунков со смайликами. В контрольной группе стимулы предъявлялись в случайном порядке. Рисунки предъявлялись последовательно в центре экрана. Задача испытуемых: нажимать клавишу «пробел» при появлении смайлика с сердечком; нажимать клавишу «→», когда появится любой другой смайлик. На втором этапе в обеих группах использовалась пространственная последователь-ность. На экране были изображены четыре квадрата, пронумерованные слева направо. Они окрашивались в зеленый цвет в соответствие с той же последовательностью, с которой на первом этапе предъявлялись смайлики. Задача испытуемых: нажимать клавишу с буквой «Б», если станет зеленым квадрат под номером 1 или 2; нажать клавишу с буквой «Ю», если окрасится квадрат под номером 3 или 4. Результаты показали: испытуемые экспериментальной группы значимо быстрее выполнили задачу второго этапа, чем участники контрольной группы. Таким образом, обнаружен эффект переноса, проявившийся в неосознанном применении имплицитного знания абстрактной структуры перцептивной последовательности при решении задач с пространственной последовательностью.

Биография автора

Алена Павловна Крюкова , Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П.Королева, Самара

ассистент кафедры общей психологии

Загрузки

Опубликован

2020-12-28

Выпуск

Раздел

Когнитивная психология