Сенсомоторный компонент в функциональной структуре интеллекта при оценке умственного развития детей дошкольного возраста

Авторы

  • Валерия Юльевна Карпинская Институт мозга человека им. Н.П.Бехтеревой Российской Академии Наук, Санкт-Петербург
  • Наталия Игоревна Романова-Африкантова Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург
  • Татьяна Михайловна Мамина Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург
  • Екатерина Александровна Андрющенко Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

Ключевые слова:

дошкольный возраст, сенсомоторное развитие, функциональная структура интеллекта

Аннотация

В статье представлен обзор современных, часто используемых методик диагностики умственного развития детей дошкольного возраста. Проведен анализ тестов с точки зрения содержания в них заданий, отражающих сенсомоторное развитие ребенка. Представлены результаты анализа, которые демонстрируют разрозненность используемых заданий, преобладание отдельных типов по сравнению с другими, что, в конечном счете, усложняет процесс диагностики, если необходимо получить полную картину сенсомоторного развития в каждом конкретном случае. Во введении обоснована актуальность исследования сенсомоторного развития в дошкольном возрасте и предлагается теоретический подход, согласно которому можно выбирать и использовать тестовые задания в диагностическом процессе. В качестве основания предлагается рассматривать теорию уровневой организации движений Н.А. Бернштейна и модель функциональной структуры познавательных процессов Б.М. Величковского.

Биографии авторов

Валерия Юльевна Карпинская , Институт мозга человека им. Н.П.Бехтеревой Российской Академии Наук, Санкт-Петербург

кандидат психологических наук, ведущий эксперт лаборатории нейровизуализации

Наталия Игоревна Романова-Африкантова , Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

аспирант факультета психологии

Татьяна Михайловна Мамина , Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии личности

Екатерина Александровна Андрющенко , Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

лаборант-исследователь лаборатории поведенческой нейродинамики

Загрузки

Опубликован

2021-04-28

Выпуск

Раздел

Психология развития, образования, дифференциальная психология