Социально-психологические функции и типы подарка в деловой и межличностной коммуникации: личностные, половые и возрастные различия

Авторы

  • Вера Александровна Чикер Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

Ключевые слова:

функции и виды подарков, личностные предпочтения в ситуации дарения, половые и возрастные особенности отношения к подарку

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы, связанные с основными социально-психологическими и этикетными функциями подарка с точки зрения социальной психологии, деловых и межличностных отношений. В рамках теоретического обзора, а также на основании данных, полученных в эмпирическом исследовании (опрошено 90 человек, жителей Санкт-Петербурга), анализируются основные функции и типы подарков в современном обществе, различия взглядов на подарок в зависимости от пола и возраста респондентов, отношение к подарку в связи с их личностными характеристиками. Результаты исследования показали, что подарок чаще всего рассматривается как благодарность, комплимент и ритуал, а манипулятивная и утилитарная функции подарка опрошенными респондентами поддерживаются в незначительной степени. Выявлены половые и возрастные различия в понимании смыслового и этикетного содержания подарка, а также связь предпочитаемого типа подарка с личностными особенностями опрошенных респондентов. Мужчинами и женщинами подарок как комплимент и благодарность представляется наиболее значимыми. Мужчины в наибольшей степени выделяют межличностную коммуникативную функцию подарка, а женщины – этикетную. С возрастом увеличивается смысловая нагрузка на подарок – важно, с одной стороны, внимание и смысл подарка, а, с другой стороны, более предпочтительными в качестве подарка становятся деньги. Подарки чаще дарят независимые, самостоятельные люди. Подозрительные и настороженные люди в ситуации дарения чувствуют себя неловко и неуверенно. Для экспансивных и эмоциональных людей важен внешний вид подарка, его оформление и упаковка. Таким образом, подарок выступает в качестве коммуникативной и этикетной единицы, которая опосредована личностными особенностями участников ситуации дарения. Наибольшую роль играют факторы межличностной общительности, социального контроля, конформности и доминантности, а также управления своими эмоциями и поведением.

Биография автора

Вера Александровна Чикер , Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии

Загрузки

Опубликован

2021-08-09

Выпуск

Раздел

Социальная психология