Для изучения психологической адаптации к обучению студентов-медиков с использованием высокотехнологичных тренажеров было обследовано 80 человек – 65 студентов, имевших опыт обучения в Симуляционном центре с использованием ВТТ, и 15 ординаторов без такого опыта. Изучались стрессогенные факторы, возникающие в процессе обучения с использованием ВТТ (Метод фокусных групп с применением качественного-контент анализа); уровень субъективной удовлетворенности студентов-медиков и стрессогенности факторов в процессе обучения в Симуляционном центре (авторский опросник для оценки удовлетворенности обучением); доминирующее психическое состояние (методика «Доминирующее состояние»); адаптационные возможности личности (многоуровневый личностный опросник «Адаптивность»); показатель психологического благополучия (опросник Беккера). Результаты качественного контент-анализа фокусных групп выявили 5 блоков стрессогенных факторов. В процессе обучения в Симуляционном центре самым стрессогенным оказался ситуационный фактор. Для студентов-медиков характерны низкий и удовлетворительный уровни адаптивных способностей, пониженный уровень психологического благополучия, высокая самокритичность, тенденция к негативному самоотношению, сниженный энергетический потенциал, повышенная утомляемость.
Биографии авторов
Валерия Олеговна Тарарыкова , Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург
специалист, клиническая психология (выпускник)
Галина Львовна Исурина , Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург
кандидат психологических наук, профессор кафедры медицинской психологии и психофизиологии