Исследование посвящено изучению проактивности и эмоционального интеллекта как предикторов развития волонтерских команд. Актуальность темы обусловлена недостаточной изученностью динамики волонтерских команд и факторов, связанных с их развитием. Целью исследования является изучение взаимосвязи индивидуальных особенностей участников команд (эмоционального интеллекта и проактивности) и уровня развития команд. Для реализации цели было проведено эмпирическое исследование (N=209). Использовались методики «Общая проактивность» в адаптации С.А. Маничева; опросник «Диагностика эмоционального интеллекта» (Ильин Е.А., 2001); модифицированный опросник «Уровни развития команды» M. Applebaum (Akrivou, Boyatzis, McLeod, 2006). При обработке данных использовались: t-критерий Стьюдента, U-критерий Манна-Уитни, критерий χ2 Пирсона. В результате исследования выявлены взаимосвязи высокого эмоционального интеллекта и предпочтение социального волонтерства. Командная динамика, отражающая уровень развития команд, связана не только с уровнем эмоционального интеллекта, но и с уровнем проактивности. Новизна исследования состоит в эмпирическом обосновании взаимосвязи индивидуальных особенностей участников команд и командной динамики для волонтерской деятельности.
Биографии авторов
Сергей Алексеевич Маничев , Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург
кандидат психологических наук, доцент кафедры эргономики и инженерной психологии
Евгений Евгеньевич Астапенко , Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург
старший преподаватель кафедры эргономики и инженерной психологии
Оксана Павловна Свиридова , Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург