Зрительное восприятие альтернативной коммуникации детьми с интеллектуальной недостаточностью
Ключевые слова:
айтрекинг, альтернативная и дополнительная коммуникация, навигационные знаки, интеллектуальная недостаточностьАннотация
Исследование направлено на изучение паттернов визуального восприятия пиктограмм и усвоения их значения группами школьников средних классов с разным уровнем интеллекта. В качестве стимульного материала использованы пиктограммы пешеходных знаков и систем альтернативной и дополнительной коммуникации: Blissymblics, LoCoS ©, Pictogram. С помощью процедуры айтрекинга собраны данные о 120 участниках. 60 участников с клиническим диагнозом «легкая умственная отсталость» (F70 по МКБ-10) справились с заданиями значительно хуже сверстников с условно нормальным интеллектом. Выявлены особенности характеристик взгляда участников экспериментальной группы – меньшая продолжительность фиксаций и их большее количество в процессе рассматривания визуальных стимулов. Установлена иерархия трех систем альтернативной и дополнительной коммуникации по когнитивной доступности для школьников. Описано возможное подтверждение успеха школьных интервенционных программ.Загрузки
Опубликован
2023-01-08 — Обновлена 2023-01-09
Выпуск
Раздел
Клиническая психология