Проявления самосострадания у молодых людей с разным типом отношения к неудаче
Авторы
Алла Сергеевна Баранчукова
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург
Елена Андреевна Кузнецова
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург
Ключевые слова:
самосострадание, сочувствие к себе, самокритика, неудача, отношение к неудаче, молодые люди
Аннотация
Неудачи являются неотъемлемой частью жизни человека. При этом отношение к неудаче может определять его готовность к продолжению деятельности, психологическое благополучие, склонность к рискованному поведению. Конструкт самосострадания (К. Нефф), который подразумевает бережное и заботливое отношение к себе вне зависимости от внешних обстоятельств, может выступить ресурсом для формирования адаптивного отношения к неудаче. Цель исследования – выявление взаимосвязи между уровнем самосострадания личности и его отношением к неудачам. Выборку составили 121 человек в возрасте от 18 до 25 лет (20,7±1,58), которые заполняли опросник «Сочувствие к себе» К. Нефф (в адаптации К.А. Чистопольской) и отвечали на 4 авторских вопроса, позволяющих выявить отношение к неудачам в их жизни. В результате контент-анализа выделено три типа отношения к неудаче: выраженно негативное отношение к неудаче, нормализация события неудачи и положительная его переоценка. Выявлены статистически достоверные различия по уровню самосострадания и его компонентов среди трех групп. Показано, что уровень самосострадания достоверно ниже в группе, демонстрировавшей выраженно негативное, неадаптивное отношение к неудачам. Выявлено три компонента самосострадания, влияющие на определение отношения к неудаче: чрезмерная идентификация с негативными чувствами, самоизоляция при переживании трудной ситуации и низкая внимательность и осознанность к своим чувствам и переживаниям. Эти особенности в наибольшей мере влияют на неадаптивное переживание неудачи.
Биографии авторов
Алла Сергеевна Баранчукова, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург
бакалавр психологии (выпускник)
Елена Андреевна Кузнецова, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности