Повседневный стресс в контексте социально-психологической адаптации, удовлетворенности жизнью и психологического благополучия подростков

Авторы

  • Лариса Арсеньевна Головей Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

Ключевые слова:

повседневный стресс, социально-психологическая адаптация, удовлетворенность жизнью, психологическое благополучие, подростки

Аннотация

Теоретический обзор посвящен проблеме повседневного стресса подростков. Дан анализ исследований повседневных стрессоров, сфер их распространенности, силы переживания, влияния на человека. Повседневные стрессоры, по сравнению с травматическими событиями, обладают меньшей силой, но могут носить кумулятивный характер и оказывать негативное влияние на соматическое здоровье, истощать физиологические и психологические ресурсы. Среди наиболее насыщенных повседневным стрессом сфер у подростков ученые называют школу, отношения с учителями и одноклассниками. Стрессоустойчивость рассматривается как многоуровневая структура, включающая физиологические, психофизиологические, когнитивные, эмоциональные, регуляторные, мотивационные механизмы, способствующие успешному выполнению деятельности в эмоциогенной ситуации. Отмечается недостаточная изученность повседневного стресса и его взаимосвязей с психологическим благополучием, удовлетворенностью жизнью и социально-психологической адаптацией подростков. Представлен анализ современных взглядов на феномены социально-психологической адаптации, адаптивности, способностей к адаптации. Высказывается точка зрения о том, что ресурсы адаптации, также как и ресурсы стрессоустойчивости, могут быть как внешними, включающими поддержку социального окружения подростка, так и внутренними ресурсами самой личности, включающими нейропсихическую устойчивость, стрессоустойчивость, самопринятие, наличие целей, копинг-стратегии, психологические защиты и другие свойства личности.

Биография автора

Лариса Арсеньевна Головей , Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития и дифференциальной психологии

Загрузки

Опубликован

2024-01-29

Выпуск

Раздел

Психология развития