Теоретический обзор посвящен проблеме повседневного стресса подростков. Дан анализ исследований повседневных стрессоров, сфер их распространенности, силы переживания, влияния на человека. Повседневные стрессоры, по сравнению с травматическими событиями, обладают меньшей силой, но могут носить кумулятивный характер и оказывать негативное влияние на соматическое здоровье, истощать физиологические и психологические ресурсы. Среди наиболее насыщенных повседневным стрессом сфер у подростков ученые называют школу, отношения с учителями и одноклассниками. Стрессоустойчивость рассматривается как многоуровневая структура, включающая физиологические, психофизиологические, когнитивные, эмоциональные, регуляторные, мотивационные механизмы, способствующие успешному выполнению деятельности в эмоциогенной ситуации. Отмечается недостаточная изученность повседневного стресса и его взаимосвязей с психологическим благополучием, удовлетворенностью жизнью и социально-психологической адаптацией подростков. Представлен анализ современных взглядов на феномены социально-психологической адаптации, адаптивности, способностей к адаптации. Высказывается точка зрения о том, что ресурсы адаптации, также как и ресурсы стрессоустойчивости, могут быть как внешними, включающими поддержку социального окружения подростка, так и внутренними ресурсами самой личности, включающими нейропсихическую устойчивость, стрессоустойчивость, самопринятие, наличие целей, копинг-стратегии, психологические защиты и другие свойства личности.
Биография автора
Лариса Арсеньевна Головей , Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург
доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития и дифференциальной психологии