Представление подростков о собственной взрослости и восприятие ими отношений с родителями

Авторы

  • Татьяна Павловна Минина Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург
  • Виктория Евгеньевна Василенко Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

Ключевые слова:

подростки, представление о взрослости, образ взрослости, субъективный возраст, направленность на саморазвитие, восприятие отношений с родителями

Аннотация

Статья посвящена результатам эмпирического исследования взаимосвязей между показателями осознавания собственного взросления, сформированности образа взрослости у подростков, показателями их субъективного возраста, направленности на саморазвитие и параметрами их восприятия детско-родительских отношений. Выборка: 46 подростков, учащихся 8-11 классов: из них 26 человек из 8-9 классов и 20 человек из 10-11 классов; 32 девочки и 14 мальчиков. Используемые методы: авторская анкета на тему понимания взрослости; методика изучения образа взрослости О.В. Курышевой, К.Н. Поливановой – сочинение на тему: «Когда, в каких ситуациях я ощущаю себя взрослым»; оценка субъективного возраста; «Шкала направленности на саморазвитие в различных жизненных сферах» Н.Ф. Головановой, И.Б. Дермановой (шкала важности); опросник «Взаимодействие родитель – подросток» И.М. Марковской (форма для подростков). Методы математической статистики: дисперсионный анализ, критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ по Спирмену, регрессионный анализ. Результаты: взаимосвязи сформированности представлений о взрослости у подростков и их восприятия отношений с родителями подтверждены частично, в основном, в части важности саморазвития для подростков. Направленность на саморазвитие подростков положительно коррелирует с близостью, принятием, сотрудничеством, авторитетностью и удовлетворенностью отношениями в плане обоих родителей, с согласием и последовательностью матерей и отрицательно – со строгостью обоих родителей и требовательностью матерей. Предиктором сформированности образа взрослости является меньшая последовательность отца в воспитании. Предикторами завышения субъективного возраста являются последовательность отца, удовлетворенность отношениями с матерью и меньшая авторитетность матери. Предиктор важности саморазвития для подростка – авторитетность матери.

Биографии авторов

Татьяна Павловна Минина , Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

выпускник дополнительной образовательной программы переподготовки «Психология»

Виктория Евгеньевна Василенко , Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и дифференциальной психологии

Загрузки

Опубликован

2024-01-29

Выпуск

Раздел

Психология развития