Проявления подросткового кризиса и Я-концепция: кросскультурный аспект

Авторы

  • Ахмад Тамим Мохаммад Акбар Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург
  • Татьяна Олеговна Гуляева Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург
  • Виктория Евгеньевна Василенко Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

Ключевые слова:

подростки, подростковый кризис, проявления кризиса, симптомы кризиса, образ взрослости, Я-концепция, идентичность, образ Я, самооценка

Аннотация

Статья посвящена результатам кросскультурного анализа проявлений подросткового кризиса и Я-концепции у подростков афганской диаспоры в России и российских подростков. Выборка: 119 подростков от 10 до 16 лет, учащиеся общеобразовательных школ в России. Из них 40 подростков афганской диаспоры в России (Москва, Санкт-Петербург), средний возраст – 12,5 лет, 15 мальчиков и 25 девочек, 21 младший подросток (от 10 до 12 лет) и 19 старших подростков (от 13 до 16 лет) и 79 российских подростков (Санкт-Петербург), средний возраст – 12,6 лет, 38 мальчиков и 41 девочка, 50 младших подростков и 29 старших подростков. Методы: опросник симптомов подросткового кризиса В.Е. Василенко, методика исследования представления о собственной взрослости О.В. Курышевой, К.Н. Поливановой, методика «Кто я?» М. Куна, Т. Макпартленда в модификации Т.В. Румянцевой и методика изучения самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан. Методы математической статистики: Т-критерий Стьюдента, критерий Манна-Уитни, регрессионный анализ. Результаты: выявлен сходный профиль кризисной симптоматики у подростков афганской диаспоры в России и российских подростков с наиболее выраженными симптомами гиперкомпенсации и хобби-реакций. При этом симптомы кризиса у подростков афганской диаспоры выражены меньше. Кросскультурных различий в сформированности образа собственной взрослости у подростков не обнаружено. Выявлено сходство в дифференцированности Я-концепции и в образах Я у подростков – в обеих выборках наиболее представлены социальное, рефлексивное и деятельное Я. Материальное Я более выражено у российских подростков. По сравнению с российскими подростками у младших подростков афганской диаспоры более представлено социальное Я, а у старших – перспективное Я. У подростков афганской диаспоры выше самооценка авторитета у сверстников. Регрессионный анализ на всей выборке подростков афганской диаспоры показал, что подростковый кризис более выражен при более сформированном образе взрослости. У младших подростков афганской диаспоры кризис более выражен при более сформированном рефлексивном Я и при большей критичности самооценки уверенности в себе. На всей выборке российских подростков и у младших подростков предиктор кризиса – критичность самооценки характера (при низком проценте дисперсии). У старших подростков обеих выборок моделей не выявлено.

Биографии авторов

Ахмад Тамим Мохаммад Акбар , Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

бакалавр психологии (выпускник)

Татьяна Олеговна Гуляева , Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

бакалавр психологии (выпускник)

Виктория Евгеньевна Василенко, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и дифференциальной психологии

Загрузки

Опубликован

2024-01-29

Выпуск

Раздел

Психология развития