Тенденции использования различных форм юмора в современной подростковой среде

Авторы

  • Наталья Александровна Довгая Тихоокеанский государственный медицинский университет, Владивосток
  • Екатерина Олеговна Гармашова Тихоокеанский государственный медицинский университет, Владивосток
  • Елизавета Андреевна Фысина Тихоокеанский государственный медицинский университет, Владивосток

Ключевые слова:

подростковый возраст, юмор, визуальные формы юмора, мемы

Аннотация

В статье представлены результаты исследования использования современных форм юмора в подростковой среде, их психологических функций, а также особенностей восприятия и продуцирования. Актуальность темы обусловлена тем, что интимно-личностное общение подростков, которое традиционно рассматривается в отечественной психологии как ведущая деятельность на данном этапе онтогенеза, на сегодняшний день принимает опосредованные формы (через гаджеты и социальные сети). Это приводит к определенным изменениям коммуникации, в том числе, меняются формы юмора. Методы. В исследовании приняли участие 43 подростка в возрасте от 14 до 18 лет. Им была предложена методика «Опросник стилей юмора» Р. Мартина и П. Дорис в адаптации Е.М. Ивановой, О.В. Митиной и др., а также авторская анкета, направленная на изучение индивидуальных особенностей и предпочтений подростков в области юмора. Также использовался анализ «мемов» и коротких смешных видео, предоставленных участниками исследования. Результаты. Было установлено, что вербальные формы юмора (анекдот, смешная история или спонтанная шутка) уступают место визуализированным формам (мемы, видеоролики). Была выявлена тенденция к репродуцированному типу юмора, основанному на использовании шаблонов и заимствований. Создание мемов и смешных видео приобретает характер специфической деятельности, при этом снижается уровень спонтанности, а достижение комического эффекта отсрочено во времени.

Биографии авторов

Наталья Александровна Довгая , Тихоокеанский государственный медицинский университет, Владивосток

кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии

Екатерина Олеговна Гармашова , Тихоокеанский государственный медицинский университет, Владивосток

студент специалитета «Клиническая психология»

Елизавета Андреевна Фысина , Тихоокеанский государственный медицинский университет, Владивосток

студент специалитета «Клиническая психология»

Загрузки

Опубликован

2024-07-22

Выпуск

Раздел

Психология развития