Тенденции использования различных форм юмора в современной подростковой среде
Авторы
Наталья Александровна Довгая
Тихоокеанский государственный медицинский университет, Владивосток
Екатерина Олеговна Гармашова
Тихоокеанский государственный медицинский университет, Владивосток
Елизавета Андреевна Фысина
Тихоокеанский государственный медицинский университет, Владивосток
Ключевые слова:
подростковый возраст, юмор, визуальные формы юмора, мемы
Аннотация
В статье представлены результаты исследования использования современных форм юмора в подростковой среде, их психологических функций, а также особенностей восприятия и продуцирования. Актуальность темы обусловлена тем, что интимно-личностное общение подростков, которое традиционно рассматривается в отечественной психологии как ведущая деятельность на данном этапе онтогенеза, на сегодняшний день принимает опосредованные формы (через гаджеты и социальные сети). Это приводит к определенным изменениям коммуникации, в том числе, меняются формы юмора. Методы. В исследовании приняли участие 43 подростка в возрасте от 14 до 18 лет. Им была предложена методика «Опросник стилей юмора» Р. Мартина и П. Дорис в адаптации Е.М. Ивановой, О.В. Митиной и др., а также авторская анкета, направленная на изучение индивидуальных особенностей и предпочтений подростков в области юмора. Также использовался анализ «мемов» и коротких смешных видео, предоставленных участниками исследования. Результаты. Было установлено, что вербальные формы юмора (анекдот, смешная история или спонтанная шутка) уступают место визуализированным формам (мемы, видеоролики). Была выявлена тенденция к репродуцированному типу юмора, основанному на использовании шаблонов и заимствований. Создание мемов и смешных видео приобретает характер специфической деятельности, при этом снижается уровень спонтанности, а достижение комического эффекта отсрочено во времени.
Биографии авторов
Наталья Александровна Довгая , Тихоокеанский государственный медицинский университет, Владивосток
кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии
Екатерина Олеговна Гармашова , Тихоокеанский государственный медицинский университет, Владивосток
студент специалитета «Клиническая психология»
Елизавета Андреевна Фысина , Тихоокеанский государственный медицинский университет, Владивосток