//ppj.spbpo.ru/psy/issue/feed Петербургский психологический журнал 2024-01-29T02:12:19+03:00 Маничев Сергей Алексеевич psy.journal@spbpo.ru Open Journal Systems <p>Петербургский психологический журнал - это электронное научное периодическое издание, обобщающее результаты частных исследований ученых и своевременно информирующее научное сообщество о развитии теоретической мысли в области психологии.</p> <p>Журнал выходит с сентября 2012 года.</p> <p>В состав редколлегии "Петербургского психологического журнала" входят видные российские и зарубежные ученые в области психологии.</p> <p>Журнал открыт для сотрудничества с российскими и зарубежными учеными, научными коллективами, учреждениями образования и науки.</p><p> Электронное научное периодическое издание "Петербургский психологический журнал" индексируется в РИНЦ.</p> //ppj.spbpo.ru/psy/article/view/374 Повседневный стресс в контексте социально-психологической адаптации, удовлетворенности жизнью и психологического благополучия подростков 2024-01-29T01:38:40+03:00 Лариса Арсеньевна Головей lgolovey@yandex.ru <p>Теоретический обзор посвящен проблеме повседневного стресса подростков. Дан анализ исследований повседневных стрессоров, сфер их распространенности, силы переживания, влияния на человека. Повседневные стрессоры, по сравнению с травматическими событиями, обладают меньшей силой, но могут носить кумулятивный характер и оказывать негативное влияние на соматическое здоровье, истощать физиологические и психологические ресурсы. Среди наиболее насыщенных повседневным стрессом сфер у подростков ученые называют школу, отношения с учителями и одноклассниками. Стрессоустойчивость рассматривается как многоуровневая структура, включающая физиологические, психофизиологические, когнитивные, эмоциональные, регуляторные, мотивационные механизмы, способствующие успешному выполнению деятельности в эмоциогенной ситуации. Отмечается недостаточная изученность повседневного стресса и его взаимосвязей с психологическим благополучием, удовлетворенностью жизнью и социально-психологической адаптацией подростков. Представлен анализ современных взглядов на феномены социально-психологической адаптации, адаптивности, способностей к адаптации. Высказывается точка зрения о том, что ресурсы адаптации, также как и ресурсы стрессоустойчивости, могут быть как внешними, включающими поддержку социального окружения подростка, так и внутренними ресурсами самой личности, включающими нейропсихическую устойчивость, стрессоустойчивость, самопринятие, наличие целей, копинг-стратегии, психологические защиты и другие свойства личности.</p> 2024-01-29T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2024 Петербургский психологический журнал //ppj.spbpo.ru/psy/article/view/375 Представление подростков о собственной взрослости и восприятие ими отношений с родителями 2024-01-29T01:43:33+03:00 Татьяна Павловна Минина v.vasilenko@spbu.ru Виктория Евгеньевна Василенко v.vasilenko@spbu.ru <p>Статья посвящена результатам эмпирического исследования взаимосвязей между показателями осознавания собственного взросления, сформированности образа взрослости у подростков, показателями их субъективного возраста, направленности на саморазвитие и параметрами их восприятия детско-родительских отношений. Выборка: 46 подростков, учащихся 8-11 классов: из них 26 человек из 8-9 классов и 20 человек из 10-11 классов; 32 девочки и 14 мальчиков. Используемые методы: авторская анкета на тему понимания взрослости; методика изучения образа взрослости О.В.&nbsp;Курышевой, К.Н.&nbsp;Поливановой – сочинение на тему: «Когда, в каких ситуациях я ощущаю себя взрослым»; оценка субъективного возраста; «Шкала направленности на саморазвитие в различных жизненных сферах» Н.Ф.&nbsp;Головановой, И.Б.&nbsp;Дермановой (шкала важности); опросник «Взаимодействие родитель – подросток» И.М.&nbsp;Марковской (форма для подростков). Методы математической статистики: дисперсионный анализ, критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ по Спирмену, регрессионный анализ. Результаты: взаимосвязи сформированности представлений о взрослости у подростков и их восприятия отношений с родителями подтверждены частично, в основном, в части важности саморазвития для подростков. Направленность на саморазвитие подростков положительно коррелирует с близостью, принятием, сотрудничеством, авторитетностью и удовлетворенностью отношениями в плане обоих родителей, с согласием и последовательностью матерей и отрицательно – со строгостью обоих родителей и требовательностью матерей. Предиктором сформированности образа взрослости является меньшая последовательность отца в воспитании. Предикторами завышения субъективного возраста являются последовательность отца, удовлетворенность отношениями с матерью и меньшая авторитетность матери. Предиктор важности саморазвития для подростка – авторитетность матери.</p> 2024-01-29T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2024 Петербургский психологический журнал //ppj.spbpo.ru/psy/article/view/376 Проявления подросткового кризиса и Я-концепция: кросскультурный аспект 2024-01-29T01:49:15+03:00 Ахмад Тамим Мохаммад Акбар v.vasilenko@spbu.ru Татьяна Олеговна Гуляева v.vasilenko@spbu.ru Виктория Евгеньевна Василенко v.vasilenko@spbu.ru <p>Статья посвящена результатам кросскультурного анализа проявлений подросткового кризиса и Я-концепции у подростков афганской диаспоры в России и российских подростков. Выборка: 119 подростков от 10 до 16 лет, учащиеся общеобразовательных школ в России. Из них 40 подростков афганской диаспоры в России (Москва, Санкт-Петербург), средний возраст – 12,5 лет, 15 мальчиков и 25 девочек, 21 младший подросток (от 10 до 12 лет) и 19 старших подростков (от 13 до 16 лет) и 79 российских подростков (Санкт-Петербург), средний возраст – 12,6 лет, 38 мальчиков и 41 девочка, 50 младших подростков и 29 старших подростков. Методы: опросник симптомов подросткового кризиса В.Е.&nbsp;Василенко, методика исследования представления о собственной взрослости О.В.&nbsp;Курышевой, К.Н.&nbsp;Поливановой, методика «Кто я?» М.&nbsp;Куна, Т.&nbsp;Макпартленда в модификации Т.В.&nbsp;Румянцевой и методика изучения самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М.&nbsp;Прихожан. Методы математической статистики: Т-критерий Стьюдента, критерий Манна-Уитни, регрессионный анализ. Результаты: выявлен сходный профиль кризисной симптоматики у подростков афганской диаспоры в России и российских подростков с наиболее выраженными симптомами гиперкомпенсации и хобби-реакций. При этом симптомы кризиса у подростков афганской диаспоры выражены меньше. Кросскультурных различий в сформированности образа собственной взрослости у подростков не обнаружено. Выявлено сходство в дифференцированности Я-концепции и в образах Я у подростков – в обеих выборках наиболее представлены социальное, рефлексивное и деятельное Я. Материальное Я более выражено у российских подростков. По сравнению с российскими подростками у младших подростков афганской диаспоры более представлено социальное Я, а у старших – перспективное Я. У подростков афганской диаспоры выше самооценка авторитета у сверстников. Регрессионный анализ на всей выборке подростков афганской диаспоры показал, что подростковый кризис более выражен при более сформированном образе взрослости. У младших подростков афганской диаспоры кризис более выражен при более сформированном рефлексивном Я и при большей критичности самооценки уверенности в себе. На всей выборке российских подростков и у младших подростков предиктор кризиса – критичность самооценки характера (при низком проценте дисперсии). У старших подростков обеих выборок моделей не выявлено.</p> 2024-01-29T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2024 Петербургский психологический журнал //ppj.spbpo.ru/psy/article/view/377 Стиль воспитания матерей дошкольников в связи с их отношениями с родителями в детстве и отношениями с партнером 2024-01-29T01:57:36+03:00 Мария Михайловна Сащенко st089380@student.spbu.ru Светлана Станиславовна Савенышева s.savenysheva@spbu.ru <p>Исследование посвящено изучению стилей воспитания матерей дошкольного возраста в связи с их отношениями с родителями в детстве и отношениями с партнером. Методы. Участниками исследования стали 133 матери (в возрасте от 24 до 48 лет, средний возраст 34,7 года) детей дошкольного возраста. В исследовании использовался следующий ряд методик: биографическая анкета, методика «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса, опросник на привязанность к родителям в детстве М.В. Яремчук, тест-опросник отраженного родительского отношения (ООРО) А.Я. Варги, В.В. Столина, в модификации Е.В. Романовой, М.В. Галимзяновой, методика «удовлетворенность браком» Ю.Е. Алешиной и «Краткая шкала сородительства» («Brief Co-parenting Relationship Scale» Feinberg et al., 2012), в адаптации В.А. Дорошенко, С.С. Савенышевой. Результаты. Выявлены взаимосвязи различных отклонений в воспитании матерей дошкольного возраста с особенностями детско-родительских отношений в детстве и с партнерскими отношениями: предикторами нарушений в воспитании матерей выступили эмоционально холодные отношения в семье в настоящее время, высокий уровень соперничества в воспитании с партнером, авторитаризм отца и симбиоз матери в детстве.</p> 2024-01-29T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2024 Петербургский психологический журнал